С появлением атомных подводных лодок встал вопрос о целесообразности строительства неатомных. Ведь на ядерном топливе можно совершать многомесячные патрулирования без всплытия, в то время как дизель-электрические ПЛ требуют дозаправки. Однако эксплуатация и постройка неатомных подводных лодок обходится в меньшую сумму. А для охраны прибрежных вод, сопровождения надводных судов дизель-электрические ПЛ очень хороши. Потому было решено развивать параллельно атомные и неатомные лодки.
Основная задача, поставленная перед конструкторами – снижение радиолокационной заметности. Достигнуто это было на подводных лодках проекта «Палтус». Для нее было разработано 36 технических новинок для снижения шумности двигателя и других узлов подлодки. Лодки этого типа самые массовые в российском флоте.
Но и им на смену идет более совершенное оружие – лодка «Лада». Она сочетает в себе небольшие размеры и мощное вооружение. На высоте реализована система акустической защиты. «Лада» превосходит западные аналоги по ряду характеристик: она имеет более мощное вооружение, высокую скорость, меньшую шумность. При этом стоимость подводной лодки ниже. Еще одна новинка, для подводного судостроения – центральная система управления всеми процессами лодки. Это позволило сократить число экипажа до 34 человек. Планируется постройка 50 лодок, одна из них уже принята на вооружение, 2 в стадии строительства.
Интересно, что США, обладая безоговорочным преимуществом по количеству атомных подлодок, отказались от строительства дизельных. Зато их главный противник во второй мировой, Япония, использует только дизель-электрические. Среди обладателей атомаринов только Россия и Китай оставили на вооружении неатомные подлодки. Скорее всего это связано с меньшей стоимостью производства.