Атомные подлодки помогли решить самую главную проблему подводного кораблестроения – увеличение времени автономного плавания. Все двигатели, предшествующие атомному требовали больших запасов топлива, а потому не могли находиться под водой неограниченное время.
Атомные ПЛ могут находиться практически неограниченное время под водой. Запас их хода настолько велик, что раньше заканчивается провизия, чем топливо. Плавания обычно длятся месяцами.
Первыми построили атомную подлодку конструкторы США. За живучесть и способность долгое время находиться в плавании она получила название «Наутилус». Запас ее хода составил рекордные 40 тысяч километров. Но из-за большой массы ядерного реактора и радиационной защиты не удалось установить на лодку все оружие. Через 3 года, в 1958-ом появилась советская ПЛ с атомным двигателем «Ленинский комсомол». При поддержке США своей атомной подлодкой «обзавелись» британцы. Отдельно от всех разрабатывала свою концепцию подлодки Франция. И в 1969 году стране удалось ее построить. В ответ на увеличивающуюся силу западного мира, СССР поддерживает Китай в постройке атомного двигателя для ПЛ. И в 1974 году китайцы достраивают свою подлодку. В настоящее время еще две страны ведут строительство атомных подводных лодок: Индия и Бразилия. Причем индийская должна совершить свое первое погружение уже в 2010 году.
На данный момент большее количество атомных подводных лодок находиться на вооружении США: 73 четырех типов. Самые совершенные и дорогие подлодки – типа «Сивулф». Их построено всего 3 из-за дороговизны проекта. Самые новые лодки – типа «Вирджиния». 4 уже несут боевые дежурства, еще 5 находятся в постройке.
Немногим хуже положение с атомным подводным флотом у России. Большая часть подлодок досталось от Советского Союза. Но и Россия заложила 2 типа своих лодок: «Ясень» и «Борей». 1 лодку первого типа заложили в 1993, а с 1996 года строятся 3 лодки второго типа. Одна из них уже спущена на воду, однако еще не вступила в строй. Всего же покой России охраняют 43 атомных подводных лодки.