Танк-паровоз – это не танк на паровом ходу, который передвигается по рельсам, как можно было бы подумать из названия. На самом деле, это паровоз, который не имеет своего тендера. Т.е. вода и топливо размещаются на самом паровозе. За счет этого достигается компактность и маневренность паровоза. Он имеет меньшую мощность, и скорость развивает меньшую. Но в некоторых условиях его применение гораздо уместнее, чем полноразмерных паровозов-гигантов. Их используют на производстве, ЖД станциях, тупиках. Паровоз должен делать многочисленные остановки, повороты, проезд кривых. В некоторых случаях паровозы вовсе не имеют топочной камеры. Работали они на пожароопасных участках.
Причина появления танк-паровозов стало быстрое развитие тяжелой промышленности в СССР в 20-30-е годы. Особенно остро нуждались в компактных современных паровозах металлургические комбинаты. Их нехватка сдерживала рост уровня промышленности во многих сферах. Потому конструкторам были даны задания по конструированию танк-паровозов. В короткие сроки Локомотивпроектом были сделаны чертежи трех паровозов, наиболее отвечающим требованиям был признан 9П. Все узлы паровоза делались предельно простыми, чтобы упростить ремонт и эксплуатацию. Двухцилиндровая паровая машина отливалась из чугуна, детали стыков закалялись. Для максимальной простоты конструкции оба цилиндра сделаны одинаковыми. Хорошая, продуманная конструкция позволяла совершать повороты на участках радиусом 40 метров.
Танк-паровозы конструкции 9П долгое время использовались повсеместно. Сейчас они изредка применяются на некоторых производствах. Их целесообразно использовать в местах богатых топливом – угольных разработках, лесоперерабатывающих заводах.