Паровозы, по сути, были самым первым самоходным сухопутным транспортом. Они перевернули мир: изменилась торговля, стратегия и тактика войн, изменился туризм. Неудивительно, что паровозы привлекали и привлекают к себе внимание. Правда, давно уже они устарели, и были заменены более современными дизельными и электрическими локомотивами. Потому сейчас паровозы можно увидеть лишь в музеях. Благо их достаточно много по миру. Обычно такие музеи занимают огромные открытые площади, ведь главные их экспонаты – ранее действующие локомотивы и вагоны.
Очень крупный музей находиться в белорусском городе Брест. Это не удивительно, ведь Беларусь имеет самую большую плотность ЖД полотна среди стран СНГ. Здесь собраны около 50 единиц железнодорожной техники. Среди них самый старый вагон, который использовался в качестве штаба. Построен он был 103 года тому назад. На двадцать лет моложе старейший паровоз Брестского музея.
В российском городе Переяславль-Залесский также имеется довольно крупный музей. В нем собраны паровозы, вагоны и дрезины разных времен.
Строят музеи и в странах с не такой богатой историей железнодорожного транспорта. Например, в 2003 году в Китае был открыт очень большой музей. Он состоит из выставочного зала, с которого все и началось. В нем представлены уменьшенные копии многих локомотивов и поездов мира. На открытой площадке выставлены несколько десятков поездов 20 века, пригнанные из разных стран. Выставлен здесь и первый китайский паровоз, выпущенный только в 1953 году. Но и он внес огромный вклад в развитие Китая.
В США из городка сделали музей паровозов. Здесь не много по нашим меркам экспонатов: 23 паровоза и 4 дизельных локомотива. Но число посетителей доходит аж до 130 тысяч в год. Привлекает их возможность прокатиться по окрестностям города на старинном чуде.