Задумываться о потенциальной работоспособности пара стали еще на заре нашей эры. В первом веке александрийцем Героном был поострен механизм, который заставлял крутиться шар при помощи водяного пара. Думается, что в Египте примитивные паровые устройства использовались еще до начала средневековья. Но привычную нам паровую турбину сконструировали лишь в 16 веке , в том же Египте. Вплоть до 18 века такие устройства создавались, но не применялись на практике. Первое известное полезное действие, которое производила паровая машина – перекачка воды для пожарных. Однако и он был не слишком эффективным. Во второй половине 18 века появляется паровой двигатель Уатта, способный создавать вращательное движение. С этого времени началось массовое применение машин в производстве. В это же время была построена первый трактор, который оказался применим в сельском хозяйстве. Очевидно из-за дороговизны позже автомобильного двигателя появился пароходный. Еще позже по рельсам пошел паровоз.
Паровой двигатель способен выполнять работу за счет увеличения давления газа. Нагреваемая в запаянном котле жидкость, создает пар. Давление в котле нарастает и выдавливает поршень, который, дойдя до определенной точки, открывает клапан. Затем избыточный пар выходит и поршень опускается. Таким образом поршень совершает поступательное движение, которое может быть преобразовано во вращательное передаточным механизмом. Но такой алгоритм не может быть эффективным из-за низкого давления. Поэтому произведя ряд усовершенствований получили агрегат, выбрасывавший пар под давлением большим атмосферного. Эти паровые установки называли двигателями «высокого давления». Они вырабатывали больше энергии при меньших размерах и затратах на топливо. Такие двигатели строились вплоть до конца 19 века. Но развитие и применение пара в качестве движущей силы на этом не остановилось. Был внедрен принцип множественного расширения, внедрены прямоточные машины и пр