Вечный двигатель может иметь механическое устройство. Хотя сразу же возникает подозрение в способности какого-либо механизма работать вечно. Этому помешает как минимум сила трения.
Один из самых распространенных видов механических «перпетуум мобиле» использует в качестве движущего элемента шары. Суть в том, что, заставив их вернуться в исходную точку, получаем один цикл движения. А из начального положения, шары движутся под действием силы тяжести. Естественно, что наилучшая траектория движения – окружность. Поэтому подавляющее большинство механических вечных двигателей имели колесо, по которому перекатывались шары. Один из простейших способов – это заполнить периметр колеса шариками. Затем устраивают отвод шара из поднимающейся части колеса. Таким образом суммарный вес шаров, заставляющих колесо крутиться, больше веса «тормозящих» движение. Существовали устройства и еще проще. Например, на таком же принципе можно построить «перпетуум мобиле» из колеса, разделенного на сектора. В каждом секторе, имеющим клиновидную форму, имеется незакрепленный шар. Если раскрутить колесо, то шары будут перекатываться по сектору. При этом поднимающиеся шары будут скатываться к центру колеса, тем самым уменьшая рычаг.
Еще один популярный вид механических вечных двигателей основан на разнице в длине опускающейся и поднимающейся частей цепи или ремня. Цепь натягивается между двух колес. С одной стороны устройства имеются дополнительные валы, через которые проходит цепь. Получается, что длины цепи по разные стороны колеса не совпадают. Естественно, что чем длиннее цепь, тем она тяжелее. Поэтому разница в длине создает движущую силу.
Самый дерзкий проект вечного двигателя в качестве колеса использует всю планету – Землю. Теоретик предлагает «просверлить» в планете сквозное отверстие по оси вращения. Под действием вращения Земли по каналу будет двигаться массивный шар. Т.к. время движения планет условно можно принять за бесконечность, то двигатель должен получиться вечным.