Работы по созданию электрического двигателя проводились еще в первой половине 19 века. В разных странах одновременно эту проблему решали многие ученый. В России разработкой действующей модели электродвигателя занимался известнейший физик Якоби. В 1834 году описание его мотора было предоставлено в Парижскую Академию наук. По отзывам совета ученых, двигатель был самым совершенным на тот период. При этом устройство было предельно простым. Часть электромагнитов размещалась на неподвижной раме, другая – на дискообразном валу. За счет изменения полюсов магнитов, происходило вращение вала.
Менее чем, через 5 лет, усовершенствованный мотор был применен на практике – послужил приводом для винта на боте. Запитан он был от гальванической батареи, что значительно ограничивало дальность плавания. Естественно, что такой тип питания был недешев. Это сдерживало применение электромоторов на производстве до изобретения переменного тока.
Статичная деталь электродвигателя получила название "статор", а динамичная - "ротор". Статор может иметь как природные, так и электромагниты. Работа мотора зависит от количества магнитов на роторе. В одномагнитном, т.е. двухполюсном имеется две точки, из которых нельзя запустить двигатель. Чем больше количество магнитов, тем «ровнее» движение ротора. Третья составляющая любого двигателя - коллектор. Его функция – переключение тока в роторе и измерение его положения. Понятно, что в подвижной части двигателя применение жестких контактов невозможно. Потому используются только скользящие контакты, в основном графитовые или медно-графитовые щетки.
Электродвигатели постоянного тока нашли себя качестве приводов тепловозов, теплоходов, карьерных самосвалов. На многой технике они играют роль стартеров.