Причал – это место фрахтовки морских (речных) транспортов. Как правило, эти конструкции входят в систему портовых сооружений. Роль причала - это наиболее близкий подход плавсредства к берегу и безопасная его швартовка фиксация судна с помощью канатов к швартовым тумбам), и погрузка/выгрузка товаров или пассажиров. Береговая линия, не снабженная причалом, не может принимать крупные транспорты, при этом разгрузка/погрузка производится на шлюпках, что является неудобством для проведения этих работ и увеличивает их время.
Причалы выполняются в трех вариантах:
1. самостоятельный причал – это деревянное, а чаще каменное или бетонное продольно-береговое сооружение, на котором расположены места с приспособлениями для швартовки. Оборудуются такие сооружения в районах берега, имеют необходимую высоту и выступ вглубь вод для того, чтобы судно могло причалить, не сев при этом на мель.
2. пирс – это выступающее в море деревянное или каменное (бетонное) сооружение, используемое, как правило, в целях швартовки небольших судов. Часто пирсы конструируют в качестве развлекательных площадок, где можно посмотреть на море, отдохнуть в кафе или просто погулять. Но все же это сооружение играет роль причала. Достоинством этого сооружения является возможность швартовки большого количества маломерных судов по обе стороны пирса. Если же бухта не очень объемная, то с помощью нескольких пирсов можно легко удовлетворить потребности владельцев судов в свободных швартовых местах.
3. дебаркадер – сугубо речная разновидность причальной конструкции. Он представляет собой плавучую платформу, выполняющую по сути роль пристани. На море, из-за волнения, это сооружение невозможно применять, так как оно будет небезопасным для находящихся на нем людей. Такая конструкция небольших речных портиков является довольно экономной в устройстве по сравнению с пристанью, но эффективно выполняет ту же роль.