Как и все гидротехнические сооружения, история каналов начинается с зари нашей цивилизации – Египта.
В то время, а это где-то 5-6 тыс. лет назад, на территории будущего государства остро стоял вопрос о расширении посевных площадей. Численность племен росла, и бассейн Нила не мог «прокормить» всех желающих. Для расширения влияния живительной влаги реки, население стало возводить оросительные каналы. Эти сооружения не только снабжали водой уже существующие посевы в засушливое время года, но и обеспечивали влагой отдаленные участки суши, что позволяло заметно увеличить посевные площади, обеспечивая тем самым растущее население, а также накопление излишков продукции, повлекшее имущественное расслоение.
Другие юго-восточные государства проходили точно такой же путь. Так как территория многих из них представляла собой пустынные неплодородные земли. Лишь у бассейнов крупных рек сосредотачивалась вся хозяйственная деятельность.
К концу средних веков назначение каналов расширилось. Все чаще начали строиться судоходные, не выполнявшие зачастую никакой роли в орошении. Если брать историю РФ, то строительство таких каналов началось в эпоху царствования Петра I. При нем был построен Ивановский канал, соединивший бассейны Волги и Дона. Затем в 1709 году открыт Тверцкий канал, ставший дорогой от Волги до Балтийского моря. После реконструкции этого канала в 1721 году через него прошло более 2х тыс. судов, а через 20 лет пропускная способность превысила 10 тыс. больших и малых судов в год.
Без малейшего сомнения можно сказать, что каналы во все времена были - и сейчас являются наиважнейшей частью экономической системы любой страны. Они помогают сократить расстояния, доставлять объемные, грузы не огибая континенты (Суэцкий и Панамский каналы), поливать засушливые районы и сушить заболоченные участки, увеличивая тем самым площади под посевы.