Передвигаться на лошадях в условиях большой заснеженности весьма трудно. Да и кормить их не чем, когда почти весь год землю покрывает слой снега. Потому собаки – основной вид транспорта у некоторых народов севера. Передвигаются на собачьих упряжках эскимосы Чукотки и индейцы Аляски. Надежность этого вида транспорта была доказана многими полярными путешествиями.
Естественно, что между хозяевами собачьих упряжек невольно возникает вопрос: «Кто быстрее?» Разрешить его можно только практически – на гонке. Многие народы проводят короткие заезды во время национальных праздников. Также проводятся гонки для привлечения туристов. В многокилометровых гонках в основном участвуют профессионалы.
Самой крупной, мировой, гонкой считается многокилометровый переход «Айдитарод». Проводится гонка на Аляске ежегодно в марте. 1800 километров трассы проходят по тундре, горам и перевалам, пересекают крупное озеро. Маршрут осложнен не только рельефом – температура воздуха может падать до минус 45 градусов по Цельсию. Зачастую к финишу доходят не все собаки. На старте их может быть до 16, а к концу гонки упряжку должны тянуть не менее 5. Каждая собака помечается микрочипом в ухе, чтобы не допустить подмену в ходе гонки. А это могло бы и иметь место, т.к. выдержать темп гонки для собаки очень тяжело. Идут они в режиме 4 часа отдыха, 4 – бега. Один раз за всю гонку участникам разрешается сделать привал на сутки и два раза на 8 часов. Не меньше устает и погонщик, ведь когда повозка останавливается, он должен приготовить себе и собакам ночлег и пищу. Также во время каждого привала нужно осмотреть собак. А на контрольных пунктах собак проверяют еще и ветеринары, если их состояние не удовлетворительно – то они снимаются. Единственная поблажка в этой гонке, что по трассе разбросанно целых 26 контрольных пунктов. Там можно остановиться на ночлег или провериться у доктора.
Победитель этих соревнований получает около 70 тысяч долларов и джип стоимостью до 40 тысяч. Десятидневный переход стоит таких денег.