Самый удобный на сегодняшний день способ транспортировки нефти – по трубопроводам. Они проложены не только по суше, но и по морскому дну, что позволяет им успешно конкурировать с танкерами. А об авто и железнодорожных перевозках и говорить не стоит. Хотя и они заняли свою нишу – перевозят нефть на небольшие расстояния и туда, где не проложен трубопровод.
В зависимости от пункта назначения различают магистральные и промысловые трубопроводы. Промысловые, это короткие, которые предназначены для перекачки нефти непосредственно с места добычи к магистральному трубопроводу. А он уже доставляет нефть к месту переработки. Движение нефти происходит за счет разницы давлений. Для защиты от разрушения трубы изнутри используются предохранительные клапаны, которые открываются при превышении нормы.
Строить нефтепроводы начали в 1870-х годах в Российской империи. Одними из первых магистральных были: Озек-Суатский, Тумазы-Иркутск, Альметьевск-Горький и другие, построенные в середине XX века. Озек-Суатский нефтепровод был первым, на котором применили подогрев нефти перед транспортировкой. А Тумазы-Иркутск – один из первых трансконтинентальных трубопроводов.
В 1964 году началось движение по самому длинному трубопроводу, который соединял Татарские месторождения с потребителями в Восточной и Центральной Европе.
Особенное развитие трубопроводный транспорт получил после открытия крупных нефтерождений в Западной Сибири. Центры переработки находились очень далеко, что не позволяло использовать другой вид транспорта.
Сегодня самой крупной компанией, занимающейся трубопроводными грузоперевозками, является «Транснефть». В ее ведомстве около 50 тыс. км. труб и 390 нефтеперекачивающих станций. Компания занимает монопольное положение на российском рынке, перекачивая 93% всей добываемой в стране нефти.