Турникет - это форма ворот, которые позволяют одному человеку проходить за один раз, автоматически открываясь/закрываясь. Он может устанавливаться, чтобы обеспечить одностороннее движение людей, а также пропускать только тех, кто вставил монету, жетон или другими способами оплатил проход. Часто турникеты устанавливаются в общественном транспорте – в метро, в общественных туалетах или ограничивают доступ только тем, кто имеет на это право – к примеру, в офисах.
Турникеты первоначально использовались, как и другие формы ворот, для пропуска людей или домашнего скота. Впервые турникет был использован в современном образе Кларенсом Сандерсом, который установил его в своем магазине.
Турникеты часто используют механизм, позволяющий ему вращаться в одну сторону – при входе, но блокирующий выход. Они часто разрабатываются, чтобы функционировать только после того, как проход был оплачен – обычно для этого в специальную щель вставляется монета или жетон, бумажный билет или же электронная карта.
Турникеты часто используются для того, чтобы вести подсчет числа людей, проходящих через ворота, даже там, где вход не платный. В данном амплуа они используются в луна-парках, чтобы отслеживать то, сколько людей входит и выходит из парка, и катается на каждом аттракционе. В Великобритании турникеты обычно устанавливаются при входе в общественные уборные.
Иногда используется большая версия турникета, подобного по действию вращающей двери, который известен как "железная дева", из-за похожести на одноименное средневековое пыточное устройство. Они распространены, к примеру, в Чикаго, где их ставят на входе/выходе станций общественного транспорта.
Вместо того, чтобы установить турникеты на всех станциях, Московские власти в начале 2000-ых начали монтировать турникеты в каждом автобусе, троллейбусе или трамвае, прямо в передней двери.
В системе общественного транспорта Советского Союза единственное обычное использование турникетов было при входе в метро. Городской и пригородный транспорт обычно управляются и оплачиваются, основываясь на честности граждан – которые должны приобрести билет у кондуктора или водителя. Но поскольку плата за проезд стала более ценным бизнесом в постсоветской России, в железнодорожных терминалах Московской области, Нижнего Новгорода и др. местах появились турникеты.