С самого начала своего существования, человек задавался вопросом о смысле своего существования. Появлялись легенды и мифы, из которых выросла религия. Но многим не хватало просто религии, и тогда они уходили в леса и пустыни. Так появились отшельники, которые всю свою жизнь посвящали молитве и духовной борьбе. Вокруг них стали селиться последователи, вскоре из места уединения скита становилась центром новой общины – монашества. Первые монастыри – это просто несколько пещер, которые могли быть связаны между собой. Или просто группа хижин. Так познавали Бога христиане и себя буддисты.
В каждом монастыре был свой устав, который регулировал взаимоотношения между монахами, способы их духовного совершенствования и труд. Постепенно для каждой из религий вырабатывался общий устав, тем не менее, в жизни монастырей были отличия. Это происходила из-за некоторых пунктов местного монастырского устава или просто из-за разной трактовки одних и тех же правил. Интересно, что уставы буддийских и христианских монастырей были схожи. И там и там предписывалось вести аскетический образ жизни, любить и заботиться о ближнем, быть целомудренным. Но в отличие от христианских монахов, для буддийских были исключения из последнего правила: в некоторых монастырях разрешалось посещать публичный дом.
В обеих религиях монашество зародилось как отрицание мира, отказ от него в целях духовного совершенствования. Монахи вели нищенский образ жизни, истязали и испытывали свою плоть. Это привлекало многих последователей, и вместе с ними богатства. Постепенно монастыри становились обладателями огромных земельных наделов, денежных и натуральных богатств. С помощью этих средств они стали вмешиваться и влиять на политику, зачастую в должниках монастырей числились короли и императоры. Это не могло не повлиять на духовную жизнь монахов, которые осознавали себя властителями судеб людских.
Сейчас же, положение значительно улучшилось: если раньше в монастыри уходили ради власти и знаний, то сейчас это стало бессмысленным.