Пострижение еще с древних времен в Европе считалось символом рабства. Естественно, что этот же привычный для всех способ избрали для процедуры инициации монахов. После первого пострига послушник становился рясофором, т.е. монахом нижней ступени. Следующий раз монаха стригут в малую схиму, это ознаменует его переход на одну иерархическую ступеньку вверх. Самый высокий уровень пострига – в великую схиму. После него схимонах должен отречься от мира и власти, даже монастырская власть должна быть ему чужда.
Постриг в монахи совершается монашествующим священником, но этому предшествует долгая традиционная процедура. Начинается все с благословения – возгласа священника и осенение всех крестным знамением. После этого чтец зачитывает молитвы, которые одинаковы практически для всех служений. Затем хор торжественно распевает тропари – короткие церковные гимны. После этого молятся. И только после этого происходит сама процедура пострига, заканчивающаяся облачением новоиспеченного монаха в рясу и камилавку. Постриг в рясофором – крестовидный, он символизирует отделение монаха от мира.
Обряд пострига во вторую ступень называется последованием малой схимы. Он состоит из двух частей: оглашение (увещевание, обеты и наставления) и пострижение. В время пострига, священник испытывает терпение и смирение будущего монаха малой схимы. Для этого он трижды просит подать ножницы, и трижды постригаемый их подает, при этом целуя руку. Но священник только на третий раз берет ножницы и крестовидно постригает. После этого новопостриженному дают новое имя и облачают в монашеские одежды: рясу,
Практически так же происходит и посвящение в великую схиму. Но этот обряд гораздо более длительный.