Практически все религии сходятся в том, что жизнь священна, и многие из них запрещают убийство. А некоторые смотрят на проблему гораздо глубже – они проповедуют отказ от всякого насилия. В индийской культуре это называют ахимса. Согласно ей нельзя вредить ничему живому: ни человеку, ни животному. Причем ахимса запрещает причинять не только делом, но и словом, и даже мыслью. Т.е. даже мысль о причинении кому-то зла считается нарушением ахимсы. Первое упоминание об ахимсе содержится в Чхандогья-упанишаде, и распространение она получила около 2500 лет назад. В это время велись споры между сторонниками жертвоприношений животных и тех, кто придерживался позиции «не навреди».
Ахимса является первой заповедью бхагаватов и архатов – самых ярых ее приверженцев. Они доходят до того, что охраняют насекомых и червей, носят марлевые повязки, чтобы не навредить микроорганизмам. Из учения о не нанесении вреда живым организмам, ахимса превратилась в духовное. Любую страсть, увлечение или сильное чувство считались нанесением вреда своей душе, поэтому запрещались.
Ахимса свойственна и для других восточных религий, например, буддизму. Но он не предписывал буквальное подчинение всем принципам о не причинении вреда. Их можно было трактовать в свою пользу. Так одно из предписаний ахимсы – вегетарианство, можно было нарушить, «из-за уважения к человеку, приготовившему еду».
Ахимсу можно выделить, хотя и не так явно, в христианстве. Практически все заповеди говорят о не нанесении вреда другому человеку. Но об отношении к животным Новый Завет молчит.
Одна из религий противников принципов ахисмы является иудаизм. Тора проповедует частые и регулярные жертвоприношения животных. Пропагандируется и насилие между людьми: «око за око».