Часто обучение представляется, как обыкновенное получение познаний. Приходится ходить в школу, чтобы каждый день приносить новые сведения, и это не всегда приятно. Ведь сам процесс порой не укладывается в часы, отведенные для него. Поэтому педагоги редко задумываются об отдельных принципах. Во главу становится постоянно ориентация на знания, а как это происходит, замечает не каждый.
Однако исследователи от педагогики не переставали удивлять своими новыми концепциями. Каждая из них подтверждала свою действенность, но это не значит, что все сразу начинали бросаться пользоваться ею. Так произошло и с эвристическим обучением.
Эвристическое обучение считает, что важно, чтобы ученик сумел построить для себя собственный смысл обучения. Наставник отдает ученику и выставление целей этого хода. Порой сам ученик даже складывает содержание своего же образования. Эвристическое образование считает, что подобная концепция направлена на дисциплинированность. К тому же немаловажна и самостоятельность.
В эвристическом образовании ученики постоянно отыскивают что-то новое. Первоначально своими «эвриками» пользовался Сократ, именно в беседе философ находил для себя открытия, какие пополняли его знания. Сократ любил рассуждать и спорить, причем заранее истину узнать не было возможности. Только рассуждения давали ход мыслям.
Позднее эвристическое обучение стало применяться и в школах, вот только не каждый педагог готов был взять собственную «эврику». Ведь тогда ему приходилось бы сходить со своих авторитарных позиций. Эвристический метод основывается на опытности, а это значит, что и одних знаний для наставника не было довольно. Ему приходилось подключать собственное воображение и опыт. К тому же эвристическое обучение давала учащимся свободу, смириться с этим готовы были не все.
Эвристическое обучение базировалось на опыте, причем учитывался не только познавательный опыт. Немаловажным считался и жизненный. В соотношении с этим ученик самостоятельно формировал для себя программу. На самостоятельность ему отдавалось и изучение, однако это не значит, что не было никакой проверки. Просто выражалась она в другом.
Эвристический метод отталкивается от сотворения своеобразных образовательных продуктов. Они непосредственно примыкают к тем предметам или знаниям, какие и получил школьник. Это могут быть его отдельные работы. Учитывается и личностное изменение.