Педагогика неминуемо приближается к столетнему рубежу с того момента, как она узнала о Макаренко. Сейчас практически каждый педагог знаком с основными выкладками его работ, а самого Антона Семеновича включают в число известных педагогов.
Макаренко в своей жизни почти больше ничем не занимался, кроме педагогики. С поступления в железнодорожное училище, началась его активная работа. В начале 20го столетия педагогику приходилось в России ставить на ноги. Ведь ее основы полностью переворачивались. Место «заграничных» педагогов должны были занять люди, близкие к советам. Ведь предполагалось сызнова обучать молодых партийцев.
Педагогика этого периода стремилась за идеологией, в ней практически отметались западные варианты воспитания. Но, в то же время задатки советского варианта складывались сложно. В большинстве своем они были стихийными. Подобное положение вносило еще больше неразберихи, к тому же и дети уже не были такими спокойными и покладистыми. Ведь в школы начали приходить другие классы. Хотя еще многие дети были под властью улицы.
Бродяжничество входило в число глобальных проблем для нового государства. Подобных детей не могли сдерживать, они превращались в диких личностей. Ведь важнее было именно выживание. А способы для этого не брались во внимание. Поэтому ни один педагог не хотел связываться с такими воспитанниками. Несмотря даже на то, что объединяли подобных детей в особенные школы.
Макаренко пришлось столкнуться именно с такими детьми, а значит, и вырабатывать собственные методы для их воспитания. Поскольку стандартные варианты просто не срабатывали, здесь требовалось разбираться не только в воспитании, но и в психологии. На базе своей работы с подобными подростками Макаренко и стал формировать собственную педагогику. Стала она известна, как педагогика сотрудничества.
В этой педагогике не было место для классических изысканий. Ведь до этого принципа педагогика призывала своих воспитанников делать так, как сказал сам педагог. Альтернатив для этого не предлагалось. Получалось, что педагогика базировалась на авторитаризме, причем шел он только со стороны наставников.
Макаренко в своей педагогике в основу принципов поставил «подражание». Он не заставлял делать. Макаренко показывал пример. Получалось, что работал принцип «делай, как я». А это значит, что воспитанники ставились со своим наставником на одну ступеньку, они следовали за ним, обучаясь при этом.