Согласно гербу ОПЕК, нефть – это живая вода. И чтобы она давала жизнь, ее нужно доставить даже в самые далекие, умирающие районы. Но зачастую месторождение находиться в тысячах километров от потребителя. Поэтому всегда актуальна проблема ее доставки. И здесь существует множество вариантов: трубопровод, морские и речные танкеры, железнодорожный транспорт, автопоезда и даже вертолеты.
Выбор вида транспорта осуществляется исходя из многих параметров: экономических, географических, политических. Самым удобным и дешевым видом является транспортировка по трубопроводам. Но в силу ряда факторов это может быть не возможно. Устройство газопровода может быть затруднено в горах или море, не целесообразна на территории воюющей страны. Перевозка танкерами экономически выгодна только при условии расстояния не меньшего чем 3 тысячи километров. Только тогда затраты на погрузку, разгрузку и топливо будут покрыты самой нефтью. Для перевозки во внутренние регионы страны используют речные танкеры. Но их маршрут ограничен судоходными реками, чего явно не достаточно. Танкеры могут строить специально или переоборудовать из других кораблей. Чаще всего их емкости для нефти имеют жесткие стенки, но применяются и с мягкими. Первый вид танков может быть установлен на палубе, утоплен в нее полностью или наполовину. А мягкие танки помещают в корпус корабля.
Третий по распространенности и экономической целесообразности вид нефтеперевозок – железнодорожным транспортом. Но, опять же, его география ограничена сетью железных дорог. И если в Европе она достаточно плотная, то в остальных частях света – редкая.
В экстренных ситуациях и для распределения нефти на небольших расстояниях используют автотранспорт. Таким образом топливо доставляют в зоны бедствий и в районы, куда не возможен подход другого транспорта.
Целесообразность того или иного способа перевозки определяется из: тарифов на наливку и хранение, транспортировку и разгрузку, расстояния до пункта назначения и сложности маршрута, пошлины на провоз по территории чужих стран, политическую ситуацию в этих странах и пр.