Архитектурное освещение – это элемент дизайна в области архитектуры и архитектурной инженерии, который заключается непосредственно в вопросе освещения архитектурных сооружений.
До начала 1960-х годов, концепция освещения в архитектуре не считалась важным моментом многими архитекторами и инженерами. Ситуация изменилась с появлением Международной ассоциации дизайнеров освещения (IALD) в 1969 году, нынешняя миссия которой заключается в распространении и увеличении числа ее членов, дизайнеров, специализирующихся на освещении. Это создало новое отношение к профессии и увеличило популярность и важность архитектурного освещения.
Архитектурное освещение сосредоточено на трех основных аспектах освещения зданий или помещений. Во-первых, это эстетическая привлекательность зданий, особенно важный аспект для дизайнеров освещения. Во-вторых, эргономический аспект: насколько важную роль выполняет функция освещения. В-третьих, энергоэффективный вопрос – чтобы освещение было грамотно спланировано и не поглощало слишком много энергии.
Каждый из этих трех аспектов рассматривается чрезвычайно подробно, когда работает дизайнер освещения. В эстетическом смысле дизайнер освещения пытается повысить общую привлекательность дизайна, не забывая об остальных аспектах и грамотно комбинируя их. Функциональные аспекты проекта могут включать тематическое освещение – включающееся только ночью, а днем выключающееся автоматически; подбор интенсивности освещения и факторам безопасности.
Архитектурное освещение, как и сама архитектура, квалифицируется как ни искусство, ни наука, а смесь того и другого. Хотя творческий дух у специалистов в этой области должен быть обязательно, кроме этого, он должен отлично разбираться в научных свойствах освещения, и функционировании светильников.
Тщательно спланированное архитектурное освещение может полностью перевернуть внешний вид строения с ног на голову. Как часть самой архитектуры, освещение разительно меняет здание. Часто в центре городов сохраняются старинные дома, которые уже давно приелись местным жителям – но простое использование внешней подсветки, можно даже разноцветной, моментально меняет впечатление от них к лучшему. Точно так же происходит и с любыми другими строениями – подсвеченная вывеска на супермаркете и яркие прожекторы привлекают внимание и вызывают желание зайти и купить.