Уличный свет, или уличный фонарь – это источник света, обычно расположенный на краю дороги, который включается в определенное время каждый вечер. Современные лампы могут также иметь светочувствительные фотоэлементы, включающие их в сумерках, выключающих на рассвете, или активирующиеся автоматически в темноте погоды. Кроме того, уличные фонари часто вешаются на столбы, предназначенные для других целей – телефонные или коммунальные столбы.
Прежде чем появились лампы накаливания, использовалось газовое освещение. Самые ранние уличные лампы требовали специального обслуживания – работники-фонарщики каждый вечер ходили и зажигали фонари, а по утрам тушили их; в их обязанности входило также и очистка фонарей. Самые ранние из таких уличных фонарей были построены в арабской империи, в особенности в Кордове, Испания.
Первый электрический уличный фонарь работал на дуговой лампе, первоначально называемой «электрическая свеча» или свеча Яблочкова, разработанной россиянином П. Яблочковым в 1875 г. Это была углеродная дуговая лампа, работающая на переменном токе – впервые такие фонари появились возле Лувра, в Париже. Вскоре после этого экспериментальные установки уличных фонарей появились в Лондоне, на набережной Темзы - первое электрическое освещение улиц в Великобритании, а после этого они стали распространяться по всему миру.
Но дуговые лампы имели два крупных недостатка. Во-первых, они испускают интенсивный и жесткий свет, который, хотя и полезен на промышленных объектах, как верфи и т.д., является дискомфортным на обычных городских улицах. Во-вторых, они очень быстро перегорают, и их приходится часто менять. С развитием дешевой, надежной и яркой лампы накаливания в конце 19-го века, дуговые лампы были исключены из уличного освещения, но остались в промышленном использовании.
Лампы накаливания используются для освещения улиц, часто в условиях высокого напряжения. Чтобы избежать возможности прохода по темной улице в том случае, если фонарь перегорел, каждый из них был оснащен специальным устройством, которое «спасало» фонарь, позволяя ему функционировать до прихода ремонтников. По такому же принципу работают елочные гирлянды.
Основной минус уличного освещения в том, что оно действительно может вызвать дорожно-транспортные происшествия, если неправильно установлено, и влияет на экологию.
Опасности уличных фонарей
Существуют два оптических явления, которые признаются опасными в уличных осветительных установок.
Самой большой опасностью является ослепление водителей из-за чрезмерно яркого света. С возрастом глаз человека медленнее адаптируется и воздействию света, поэтому при установке фонарей нужно учитывать это.
Еще одним аспектом является малое количество фонарей на дорогах – тогда фары встречных автомобилей могут опять же ослепить водителей, ведь свет гораздо лучше виден на черном фоне, чем на сером.
Опасность предоставляет возможность «бродячего» напряжения, которое может случайно активизироваться, и ранить или убить любого, кто контактирует с ним.
Существуют также физические угрозы. Фонарные столбы создают риск для автомобилистов, риск столкновения. Сильный ветер, или накопленная усталость металла время от времени приводят к тому, что фонари падают.