История настенной росписи исчисляется уже несколькими тысячелетиями. Все начиналось с наскальной живописи древних людей, затем были египетские художники, которые украшали стены усыпальниц предполагаемыми сценами жизни после смерти.
Наибольший успех украшательство стен домов, храмов, королевских замков и резиденций достигла в Древнем Риме (современной Италии). Именно древнеримским архитекторам и художникам мы обязаны появлению таких стилей живописи на стенах, как фреска и мозаика. Но ведь это было не сразу.
Вообще начало массовой росписи стен можно датировать 1 веком до н.э. Именно с этого периода в римские дома пришла настенная живопись. Само присутствие разукрашенных стен в доме говорили о социальном статусе и богатстве хозяина. Материалом росписи были восковые краски. Расписывались не только стены, но и деревянные панели и холсты, которыми украшали отдельные участки стен.
Далее спектр цветовой гаммы и типов красок, в связи с потребностью, растет. Использовались водно-растворимые, темперно-клеевые (замешанные на яйце), масляные краски, краски на расплавленном воске.
С эпохой Возрождения настенная живопись приобрела новый толчок в своем развитии. Здесь огромный вклад внесли Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Среди мастеров, которые занимались рисованием только на стенах, считают Джотто ди Бондоне, Паоло Варнезе, Фра Анжелико, Джулио Романо, Мазаччо. Известнейшим художником-моралистом (от латинского муруз - стена) считают Рубенса.
В России наибольший подъем настенной живописи связан с правлением Петра Первого. Именно с его легкой руки в страну были приглашены известнейшие "кисти" из Италии и Франции, как Виги, Гонзага, Торелли. Архитекторы Растрелли, Камерон, Кваренги. Именно присутствие таких “звезд” европейской художественной элиты позволило в России с течением времени сформировать свою школу мастеров зданий, выработать свои русские традиции настенной росписи.
Особенно актуальна роспись внешних стен стала на рубеже 20-21 веков. Архитектором нужно было скрыть “красоту и изящество” серых коробок домов, заполонивших все города, улицы, микрорайоны бывшего СССР. Благодаря фантазии художников и современным материалам такая настенная роспись скрывает все недостатки архитектуры “эпохи перестройки”.