Народные сказки – это кладезь мудрости, который заполнялся долгими веками. В них и мировоззрение человека, советы по разрешению бытовых конфликтов, представление об идеальном мире, юмор.
В наиболее древних сказках сохранились мифические представления об устройстве мира. В них ход тех или иных вещей объясняется с помощью мистики и волшебства. Отличие сказки от мифа заключается лишь в том, что миф имеет более сдержанный язык повествования. Главная цель мифа – объяснить появление мира, человека, природы. Сказка же служит для увеселения, «коротания вечеров».
Следы мифологии в сказках представлены тотемизмом, анимизмом. Отношение древних людей к животным вылились в сказки о них. Причем считалось, что животные умеют разговаривать, мыслить, потому часто в сказках они представлены как люди. В подтверждение этому народные сказатели дали животным человеческие имена. Медведя зовут Михаилом Потапычем, лису – Елизаветой Патрикеевной.
Переход от мифологии к сказкам, очевидно, осуществлялся еще в доклассовом обществе. Там составителем сказки был весь род, племя. После разделения его на правящую верхушку и рабочих, верхушки перестали участвовать в создании фольклора. Его передавали из уста в уста представители крестьян, затем ремесленников и рабочих. Это можно проследить по основным темам сказок и отношению к богатым. В сказках классового общества часто встречаются противостояния героя-бедняка и антигероя-богача. Первый характеризуется умом, силой, хитростью, щедростью, второй наоборот – глуп, слаб и скуп. О народном происхождении сказок говорят и то, что этнографы собирали их, выслушивая представителей крестьянства. Основными носителями и распространителями сказок были бродячие музыканты и скоморохи. На городских площадях и сельских улицах собирались толпы народа, чтобы послушать новую историю. Иногда она рассказывала о стародавних временах, а иногда была злободневной – повествовала о насущных проблемах.