Любой тоннель представляет собой проход под землей (или внутри горной породы), используемый для транспортных или иных целей.
Так тоннели используются для движения автомобилей, поездов, пешеходов, использоваться в качестве канализации или прокладки кабелей. Любой тоннель обычно строится для преодоления каких-либо препятствий и сокращения времени для движения транспорта. Так тоннель в горе ощутимо сократит время для преодоления расстояния, тоннель под проливом избавит от погрузки-выгрузки на паром, тоннель под городом сделает путь короче и избавит от автомобильных пробок.
История строительства тоннелей насчитывает тысячелетия. В древних государствах в тоннелях сооружали гробницы, убежища и склады. Первые тоннели строили в горной породе, что занимало очень много времени.
Первый железнодорожный тоннель был построен в Великобритании в середине 19-го века между Манчестером и Ливерпулем. А первый автомобильный тоннель сделали в США в начале 20-го века в Нью-Йорке.
В России железнодорожный тоннель появился в городе Ковно, а автомобильный в Москве.
Для создания тоннеля требуется искусственный проход в земной коре. Если проход создается в плотной горной породе, то такой “полуготовый” тоннель можно оставлять без закрепления стен до окончания строительства. В неустойчивом грунте поэтапно с прохождением сооружается укрепление для стен и потолка. Когда тоннель пройден полностью, начинается внутренняя обделка. Входы и выходы в тоннеле называются порталами.
Строительство тоннеля ведется двумя способами: закрытым и открытым. При закрытом способе используют три технологии: щитовая, горная и сплошного забоя.
Открытый способ тоже проводится тремя технологиями: котлован, траншея и щит.
На сегодня самым длинным является тоннель Сейкан в Японии. Его длина ровна 54 километрам. Затем идет Евротоннель (51 километр) между Великобританией и Францией под проливом Ла-Манш. Но в будущем самым длинным тоннелем будет Готардский тоннель, который соединит города Милан и Цюрих. Его предполагаемая длина должна составить почти 157 километров. Завершение строительства планируется на 20017 год, а пробный пуск должен быть в 2015 году.
В России самым длинным считается Северо-Муйский тоннель, который является частью Байкало-Амурской магистрали. Его длина составляет 15,5 километра. Всего в России насчитывается 162 тоннеля общей протяженностью почти 120 километров.