Доминирующее направление в Российской Империи в архитектуре в 17-18 вв. Историки называют данное направление предшественником стиля русского барокко. Этимология названия данного стиля восходит к имени бояр Нарышкиных, которые постоянно норовили следовать новым веяньям в архитектуре. По сути, Нарышкины, были первыми, кто в Российской Империи начали возводить церкви в стиле барокко. Эпитет «нарышкинский» стал неотъемлемой частью данного стиля после того, как архитекторы и историки внимательно изучили Церкви Покрова, которая была возведена в одной из усадеб Нарышкина. В виду того, что все усадьбы, где Нарышкин возводил постройки в стиле барокко, находятся в районе Москвы, то за «нарышкинским барокко» закрепилось и второе название «Московское».
Историки сходятся во мнении, что данный стиль есть переходной мостик между градостроительными особенностями «старой Москвы» и «новой Москвы». Не следует путать, на первый взгляд, схожий с нарышкинским барокко, так величаемый голицынский стиль. Ибо архитектурные сооружения в голицынском стиле есть лишь попытка сохранения архитектурных устоев «старой Москвы» с небольшими вкраплениями барокко.
Спорным остается вопрос: можно ли отнести «нарышкинский стиль» к именно барокко, ведь в «Нарышкинском» сочетаются и элементы барокко, и ренессанса и маньеризма. Поэтому общепринятым считается термин «нарышкинское барокко», как разновидность барокко в Российской Империи. Многие западные исследователи не хотят признавать «нарышкинское барокко» таковым, ибо, по их мнению – в Российской Империи барокко получил слишком вольную интерпретацию.
Происхождение стиля
В 17 в. происходят важнейшие социокультурные изменения в Российской Империи. Люди начинают обращать свой взор на научное познание мира вокруг, религиозное толкование явлений действительности считается теперь заблуждением, и уделом «малограмотных». Религиозное покоряется светскому, как в культуре, так и в искусстве. В архитектуре данный переход выразился в стремлении сделать постройку более живописной, не похожей на все остальные. Даже при возведении культовых сооружений, заказчиками которых теперь выступали зажиточные люди, прослеживалась тенденция к «изящному», нежели строгому следованию религиозным канонам. Протесты служителей культа этой «изящности» легко объяснимы. Церковь также сделала свой вклад в развитие и становление данного стиля, Никон своим решением привнес в архитектурные планы, касательно строительства церквей так называемые «ярусные храмы», как альтернатива столь не приглянувшихся церковным иерархам «шатровым церквям». В Российской Империи «барокко» не развивалось, подобно в вакууме, с 1686 года усилился польский вектор влияния на российское барокко. Поэтому историки называют «нарышкинское барокко» - комбинацией национальных элементов разных стран и культур, через призму российской самобытности.
Особенности стиля
Доминирующим источником обогащения данного стиля служила Речь Посполитая, в меньшей степени национальные варианты барокко в Украине и Беларуси. Ярким примером данного стиля являются так называемые «ярусные храмы»: появление ордеров; комбинация цветов: красный и белый; появление изразцов; на резьбе начинает использоваться позолота; орнамент, визуально напоминающий травы или цветы.
Архитектурные сооружения в этом стиле
К наиболее известным относятся: Новодевичий Монастырь, Церковь Покрова, Башня Меньшикова.