Ампир, в переводе - империя. Стиль, превалирующий в начале XIX века. Историки считают, что ампир нельзя находить самостоятельным стилем, ибо ампир это скорее попытка камуфляжа, желания угодить, нежели выразительности. Ярким примером угодливости ампира можно считать комнату императрицы во дворце Мальмезон, которая была похожа на палатку римского воина, или когда облаченные в «римские туники» женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах и в Петербурге, во всем подражавшем французской столице. Увидев это Наполеон сказал: «от великого до смешного один шаг».
Ампир сложился в эпоху, когда желание добиться большей выразительности и помпезности, сменило стремление к изящным формам. Своим появлением он благодарен императору Наполеону I и Луи XVI, которые хотели придать должное величие общественно значимым постройкам во французской столице. Первым архитектурным памятником ампира считается Лувр. Ампир, как это ни парадоксально, получил национальные черты в тех странах, которые активно вели борьбу в анти наполеоновских войнах: Великобритании, Дании, Италии, России. В Германии и Австрии величественный ампир причудливо сочетался со сдержанными домашними интерьерами. Поэтому говорить о том, что в разных странах существовал именно ампир нельзя.
В Европе сложились две разновидности ампира: французский и русский. «Русский ампир» был мягче, свободнее, пластичнее французского. Ампир принято разделять на: столичный (Петербургский) и провинциальный (более выразителен и самобытен). Основателем Петербургского был Росси. Он сумел преломить Наполеоновский ампир через призму реальности Российской империи.
Ампир ориентируется на эталоны античного искусства, в частности на монументальные моменты – ведь основная цель ампира была – показ величия Империи: триумфальные арки, памятные колонны, арка на площади Каррузель в Париже. Ампир характеризуется:
здание обычно большое, и по возможности, отдельно стоящее;
комнаты расположены по оси;
высокая и покатая крыша;
большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов;
массивные геометрические объёмы;
египетский орнамент: стилизованные сфинксы;
Первыми практиками ампира считаются Чарльз Перси и Пьер Франсуа Леонард Фонтоне, которые впервые не только предложили проект здания в этом стиле, но и сделали внутреннюю обстановку помещений. Элементы Древнего Египта в ампир привнес археолог барон Доминик - Виван Денон. После своей экспедиции на Ближний Восток, он опубликовал ряд рисунков и набросков, сделанных прямо с усыпальниц, внутреннего интерьера храмов и дворцов. Будучи затем назначенным на должность главы Лувра, Барон Денон старался показать сходство Французской Империи и древнегреческой, тем самым начав эпоху Египтомании в ампире.
Дольше всего в Старом Свете ампир просуществовал в Италии. Этому способствовала, начатая в 1870 году Объединением страны, волна «национального величия и желания искусственно возвысить итальянскую нацию. В других же странах Европы постепенно классицизм приходил в состояние спада и уступал место новым стилям.