Что такое Петровское барокко


Этимология данного направления в архитектуре идет от имени своего создателя – Петра I, который активно вводил данный стиль при возведении построек в городе на Неве. В начале 16 века в планировке и строительстве в городах Российской Империи начинает прослеживаться тенденция к системному подходу: гармоничному сочетанию построек с особенностями ландшафта; на первое место выходит фасад, как лицо здания - его оформлению начинают отдавать больше внимания; появление понятия «фронт застройки» - всё это требовало геометрически правильных форм и пропорций. Это подталкивала к унификации строящегося, с уже построенным. В связи с этим появляется проблема: как закрепить все столь нужные архитектурные нововведения на бумаге, чтобы распространить их действие по всей Российской Империи. Решение данного вопроса помог найти случай. В 1701 году в Покровском случился пожар, и большое количество домов было уничтожено огнем, возникла острая потребность восстановить постройки. В этом поселке Пётр I решил опробовать новые архитектурные наработки.

В Петербурге новые архитектурные идеи нашли свое воплощение в просторных, прямых проспектах; искусственно организованном ощущении перспективы и пространства; большом количестве аркад, гостиных дворов. Во внутреннем обустройстве зданий обособленность уступает место анфиладам. Стоит отметить, что все нововведения в архитектуре Петербурга эпохи Петра были в жестких рамках понятия «удобства и функциональности», а не «внешней помпезности».

В первой декаде 18 в. в архитектуре города на Неве начинает появляться новый тип зданий, так называемый «мансардный» дом. Это было 2 -х этажное, максимум 3-х этажное здание, с заметными ризалитами по его краям. Входя в такое здание, сперва оказываешься в помещении с колоннами, которое ведет к небольшому саду позади дома; рядом находится лестница, которая ведёт к залу для торжественных мероприятий, по сторонам которого размещены комнаты; Начатый, как попытка придать официальным зданиям Петербурга более унифицированный вид, процесс и перешел и на «простые здания», например Адмиралтейство.

По мнению исследователей, в данном стиле переплелись элементы: французского, итальянского, немецкого барокко. Отличительной особенностью данного стиля является: скромность в оформлении (на первое место выходит практичность, а не внешний пафос), четкие переходы форм и линий, фасады исполнены в плоскостной форме; в отличии от своего московского собрата, «петровское барокко» - резко порывает все связи с устоями византийской архитектуры.

Представители направления

К наиболее известным представителям данного направления относятся: Леблон, Шлютер, Фонтана. Все они принимали непосредственное участие в планировании и последующем возведении архитектурных творений в городе на Неве, при этом добавляя элементы своих стран в облик столицы Российской Империи. Некоторые исследователи замечают: в процессе планировки и строительства города на Неве принимали участие архитекторы разных стран и, соответственно различных школ – почему же это не привело к полной неразберихе стилей и форм? Ответ кроется в том, что Петр I, лично изучал проекты всех зданий, прежде чем одобрить их строительство.



Архитектурные представители направления

Наиболее известны следующие представители данного направления на архитектурном поприще: Церковь Петра и Павла, Дворец Меньшикова, Церковь Архангела Гавриила.



Doprosy.ru - мы отвечаем на все ваши вопросы! ;)

Хостинг предоставлен компанией West-Hoster.ru